Великомученик Евста ́ фий Плакида , Римский , полководец
День памяти
Житие
Жития великомученика Евстафия, жены его мученицы Феопистии и чад их мучеников Агапия и Феописта
Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79–81) и Траяне (98–117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства.
Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем – распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: “Зачем ты гонишь Меня, Плакида?” – “Кто Ты, Господи, говорящий со мною?” – в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: “Я – Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть. Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих”.
Плакида воскликнул: “Господи, я верую, что Ты – Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать”. И вновь прозвучал Божественный глас: “Иди к священику христианскому, приими от него Крещение, и он наставит тебя ко спасению”.
С радостью Плакида вернулся домой, все рассказал жене; та, в свою очередь, поведала ему о том, как накануне ей в таинственном сновидении Кто-то сказал: “Ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня – Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня”. Супруги поступили, как им было велено.
Они обратились к христианскому пресвитеру, который крестил все их семейство и всех причастил Святых Таин.
На следующий день святой Евстафий отправился на место своего чудесного обращения и в горячих молитвах возблагодарил Господа, призвавшего его на путь спасения.
И опять святой Евстафий был удостоен чудесного откровения – Сам Бог предупреждал его о предстоящих испытаниях: “Евстафий, подобает тебе на деле проявить твою веру. Тебе, как Иову, предстоит претерпеть многие скорби, чтобы, будучи искушенным, подобно золоту в горниле, явиться достойным Меня и принять венец из рук Моих”. Святой Евстафий смиренно отвечал: “Да будет воля Твоя, Господи, всё готов я принять из рук Твоих с благодарением, только бы Твоя всесильная помощь была со мной”.
Вскоре на Евстафия обрушились бедствия: умерли все его слуги и пал весь скот. Разоренный, но не упавший духом, святой Евстафий с семьей покинул тайно дом, чтобы жить в безвестности, смирении и нищете. На корабле он направился в Египет. Во время плавания новое несчастье постигло святого. Хозяин корабля, прельстившись красотой жены Евстафия, безжалостно высадил его с детьми на берег, а жену оставил у себя. В великой скорби святой продолжал свой путь, и новое горе разразилось над ним. Переходя бурную реку вброд, он переносил по очереди двух своих сыновей, но пока он переносил одного – другого схватил на берегу лев и унес в пустыню, а пока возвратился к другому – того утащил в лес волк.
Потеряв всё, горько плакал святой Евстафий. Но он сознавал, что это Божественный Промысл послал ему эти несчастья, чтобы испытать его терпение и преданность воле Божией. В молитвах излив Богу свое неутешное горе, святой Евстафий пошел дальше, смиренно готовый к новым испытаниям. В селении Вадисс он нанялся рабочим и пятнадцать лет провел в непрерывных трудах. И не знал тогда святой Евстафий, что по милости Божией пастухи и землепашцы спасли его сыновей, и они жили рядом с ним; не знал он и того, что нечестивый корабельщик был скоро наказан – он умер от жестокой болезни, а жена святого Евстафия, оставшись неприкосновенной, жила в мирных трудах.
В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов Антиоха и Акакия, друзей Плакиды, его разыскать.
Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Воины встретили Евстафия в поле, где он сторожил хлеб, но не узнали его и стали говорить ему о том, кого ищут, прося его помощи и обещая большую плату. Но святой Евстафий, сразу узнав своих друзей, не открывал им своего имени. Он привел их в дом своего хозяина и накормил. Присматриваясь к нему, путники заметили, что он очень похож на их полководца, а когда увидели на его шее особую примету – след от глубокой боевой раны, поняли, что перед ними – их друг. Они обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. Много новобранцев пришло к нему в войско, и не ведал он, что два молодых воина-друга, которым он часто давал приказания и которых полюбил за ловкость и смелость, были его сыновья, и они не знали, что служат под началом своего отца и что друг другу они – родные братья.
Однажды в походе войско, которое вел Евстафий, остановилось в одном селении. Воины-братья беседовали в палатке. Старший рассказывал о своей судьбе: как он потерял мать и несчастного брата, как ужасным образом был разлучен с отцом. И младший с радостью понял, что перед ним его брат, и поведал о себе.
Разговор воинов слышала женщина, у дома которой была раскинута палатка, – это была их мать. Она поняла, что это ее сыновья. Еще не открываясь им, но очень желая с ними не расставаться, она пришла к их начальнику – святому Евстафию просить разрешения следовать с его войском. В нем она узнала своего мужа и в слезах рассказала ему о себе и о двух воинах, которые оказались их сыновьями. Так, по великому милосердию Господа, встретилась вся семья.
К этому времени победой закончилась война. С почестями и славой вернулся святой Евстафий в Рим. Преемником умершего императора Траяна стал теперь Адриан (117–138), который пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением богам. К удивлению всех, в капище не оказалось святого Евстафия. По велению императора его срочно разыскали.
“Почему ты не хочешь поклониться богам? – спросил император. – Тебе прежде других следовало бы воздать им благодарение. Они не только сохранили тебя на войне и даровали победу, но и помогли найти жену и детей”. Святой Евстафий ответил: “Я – христианин и знаю Единого Бога моего Иисуса Христа, Его чту и благодарю, и поклоняюсь Ему. Он всё даровал мне: здоровье, победу, вернул семью и ниспослал Свою помощь на одоление испытаний”. В гневе император разжаловал прославленного полководца и вызвал его с семьей на суд. Но и там не удалось твердых исповедников Христовых склонить к идольскому жертвоприношению. Всё семейство святого Евстафия было осуждено на растерзание зверями. Но звери не тронули святых мучеников. Тогда жестокий император в ярости приказал бросить всех живыми в раскаленного медного быка, в котором и приняли мученическую кончину святые Евстафий, его жена Феопистия и их сыновья Агапий и Феопист. Когда через три дня открыли огненную могилу, тела святых мучеников были обретены невредимыми – ни один волос не сгорел на их главах, а лица сияли неземной красотой. Многие видевшие чудо уверовали во Христа. Христиане предали погребению честные тела святых.
Евстафий Плакида
Житие великомученика Евстафия Плакиды.
В царствование императора Траяна жил в Риме знатный и богатый военачальник Плакида. Он был таким храбрым, что все враги боялись его имени. Но больше ратных подвигов Плакида любил помогать бедным, больным и попавшим в беду. Он был очень добрый и хороший человек – только не имел веры в Бога, без которой мертвы все добрые дела.
Однажды Плакида отправился на охоту. Спугнув стадо оленей, его слуги и спутники пустились в погоню. Сам он выбрал очень крупного зверя, который оторвался от стада и понесся по полям. Охотники скоро остались позади, а Плакида все мчал на быстром и сильном коне, дальше и дальше. Наконец олень вскочил на высокий камень и замер.
“Как же его поймать?”- подумал охотник – и вдруг увидел между рогами оленя светящийся крест, а на нем пригвожденного Иисуса Христа. Раздался Божественный голос:
– Что ты гонишь Меня, Плакида?
Он пришел в ужас и замертво упал с коня, а очнувшись, проговорил:
– Я Иисус Христос – Тот, Кого ты, не зная, почитаешь добрыми делами и милостыней. Я явился тебе на олене, которого ты хотел поймать, чтобы поймать тебя – да познаешь Меня и будешь Моим верным рабом.
Плакида поднялся. Оленя уже не было, и видение исчезло.
– Верую, что Ты Бог неба и земли и Творец вселенной, Тебе одному поклоняюсь и молю, научи, как мне жить,- сказал он.
– Иди к христианскому священнику, крестись, и он наставит тебя на путь спасения.
Был поздний вечер, когда Плакида вернулся домой. Он позвал жену и обо всем рассказал ей. Она совсем не удивилась.
– Прошлой ночью во сне я слышала голос, сказавший мне: “Вы с мужем и сыновьями завтра придете ко Мне и познаете Меня, Иисуса Христа, истинного Бога, спасающего любящих Его”. Давай не откладывая пойдем и сделаем, как велел нам Господь.
Плакида тут же отправил людей на поиски священника, и вскоре вся семья и несколько верных слуг были у отца Иоанна. Наставив их в христианской вере и помолясь, он крестил их всех во имя Отца и Сына и Святого Духа. Плакида получил в святом крещении имя Евстафий, его жена – Феопистия, а сыновья – Агапий и Феопист. Они причастились Святых Христовых Таин и с миром пошли домой.
На следующий день Евстафий сел на коня и позвал слуг на охоту. Но он вовсе не собирался охотиться – на самом деле ему хотелось еще раз побывать у того камня, где ему явился Господь. Отослав спутников и оставшись один, Плакида на коленях со слезами благодарил Бога и просил устроить его судьбу по Своей благой воле. Господь сказал ему:
– Евстафий, тебе предстоит явить на деле твою веру и любовь – а они познаются в нищете и напастях.
– Господи, вот я перед Тобой,- ответил Плакида.- Делай со мной, что хочешь, только не лишай Твоей помощи.
Прошло несколько дней, и в дом Плакиды пришли болезни и смерть: разболелись и люди, и скотина. Скоро умерли почти все работники, а кто был жив, лежал больной. Некому было стеречь дом, и воры ночью украли все ценное, так что Плакида совершенно обнищал. Но он нимало не печалился и благодарил Бога, как Иов, говоря: “Бог дал, Бог и взял, как Богу угодно, так и сделалось – буди имя Господне благословенно”.
Плакида с женой решили уйти из дому и поселиться в чужой стране, где никто их не знает и никогда не слыхал об их благородстве, богатстве и славе. Они надели нищенскую одежду, взяли сыновей и ночью, прячась от людей, ушли.
Когда император Траян узнал, что его любимый военачальник исчез, он очень огорчился и начал искать его. А в это время Плакида с семьей шел к морю, чтобы сесть на корабль и отправиться в Египет.
Капитан корабля был язычник, дикий и свирепый варвар. Ему понравилась жена Плакиды, и он захотел отнять ее у мужа. Пристав к берегу, капитан потребовал у Евстафия платы за перевоз – Феопистию. Евстафий был безоружен, и некому было заступиться за них – ему оставалось лишь молить о пощаде. Но варвар выхватил меч и закричал:
– Замолчи и убирайся отсюда, не то я тебя убью и труп выброшу в море!
Евстафий с детьми сошли на берег, а корабль, подняв паруса, отчалил.
Осиротевший Евстафий шел с сыновьями по дороге, пока им не преградила путь быстрая и полноводная река. Моста поблизости не было, и реку переходили вброд. Плакида посадил младшего сына на плечи и перенес его на другой берег. Возвращаясь за старшим, он услышал крик: лев уносил Агапия в пустыню. Евстафий поспешил назад – и увидел, как волк убегал в лес с Феопистом.
Но и теперь Плакида не возроптал на Бога и не стал жаловаться на судьбу.
Он поселился в деревне и работал как простой крестьянин, чего ему раньше никогда не приходилось делать. А потом он стал сторожем и сторожил посевы. Так Евстафий прожил пятнадцать лет в нищете и смирении, трудясь в поте лица, чтобы заработать на хлеб.
В то время на Рим напали племена варваров; они разоряли города и опустошали села. Император Траян был в большой печали. Он вспоминал своего славного военачальника и говорил:
– Был бы здесь наш Плакида – враги не смогли бы одолеть римское войско.
Он больше прежнего огорчался и удивлялся, как это Плакида бесследно исчез с женой и детьми, и решил послать людей на поиски по всей империи.
– Кто мне найдет моего Плакиду, получит почетную награду и дорогие подарки,- сказал император.
Тогда два храбрых воина Антиох и Акакий, друзья Плакиды, которые раньше жили у него в доме, вызвались его искать. Они прошли много городов и сел, спрашивая всех встречных, не видали ли они их любимого друга, и наконец добрались до деревни, где жил Плакида.
А он тогда стерег жито в поле. Евстафий издалека увидел друзей, узнал их и заплакал от радости. Он встал у дороги, по которой шли воины, и они, подойдя, спросили его, что это за деревня и не живет ли в ней такой-то и такой-то человек по имени Плакида.
– Зачем он вам? – спросил Евстафий.
– Он наш друг,- отвечали они.- Мы давно не видали его и не знаем, куда он скрылся. Кто нам скажет, где он, и жена его, и дети, тот получит много золота.
– Не знаю такого и никогда не слыхал ни о каком Плакиде,- сказал Евстафий.- Но прошу вас, останьтесь в нашей деревне и отдохните у меня в хижине. Вижу, вы и лошади ваши устали – побудьте у меня, а потом поищете тех, кто сможет вам помочь.
Воины не узнали его и пошли с ним в деревню. А он глядел на них и едва удерживался от слез.
Евстафий привел их к себе – а жил он в чужом доме, у одного доброго человека. Хозяин угощал гостей, а Евстафий прислуживал им за столом, как некогда они ему служили.
Во время обеда Антиох и Акакий все поглядывали на Евстафия и мало-помалу стали узнавать его.
– Этот человек похож на Плакиду – или это он самый и есть,- тихо переговаривались они.- У Плакиды была глубокая рана, полученная в сражении. Если у этого человека есть шрам на шее – значит, это он.
Разглядев шрам, они бросились к ногам Евстафия, и обнимали его, и радовались.
Тут собралась вся деревня. Люди удивлялись, что сам Плакида у них жил и работал как простой крестьянин, и слушали рассказы воинов о его храбрости, подвигах и благородстве, и просили, чтобы он не прогневался на них.
Рим ликовал, узнав о возвращении Плакиды, а император одарил его гораздо больше прежнего и сделал первым военачальником.
Готовя войско к сражению с варварами, Евстафий видел, что оно слишком малочисленно. Он велел по всей стране искать молодых людей, годных для воинской службы, и отправлять в Рим.
Так оба брата, Агапий и Феопист, оказались в столице. Они были рослые, крепкие и красивые юноши. Военачальник заметил их и скоро полюбил как сыновей – не зная, что они и есть его дети.
Победив врагов, войско возвращалось из дальних стран. Чтобы воины отдохнули, Плакида разбил лагерь в очень красивом месте, в деревне у реки, и простоял там дня три. А в той самой деревне жила жена Евстафия; у нее был огород, от которого она кормилась, работая в поте лица.
По Божьему смотрению Агапий и Феопист поставили свою палатку прямо возле ее огорода.
Как-то в полдень, отдыхая, они разговорились и стали выяснять, кто из них какого рода.
– Я смутно помню, что мой отец был римским военачальником,- рассказывал Агапий.- Мы с ним, с матерью и младшим братом ушли из Рима, сели на корабль и плыли по морю. Мать почему-то осталась на корабле, а мы сошли на берег и очень плакали о ней. А потом надо было переходить вброд реку, и отец оставил меня на берегу. Прибежал лев, схватил меня и понес в пустыню. Но за ним погнались пастухи и отняли меня.
Феопист кинулся ему на шею.
– Ты мой брат! – закричал он.- Я все помню, о чем ты говоришь, и своими глазами видел, как тебя унес лев. А меня схватил волк, но крестьяне его прогнали.
Разговор братьев услышала Феопистия. Она удивлялась, и радовалась, и боялась поверить, что эти славные молодые воины – Агапий и Феопист. Феопистия решила просить у военачальника позволения идти с войском в Рим, чтобы там искать своего мужа и удостовериться, что юноши – ее сыновья.
Придя к Плакиде, она поклонилась и сказала:
– Прошу тебя, позволь мне идти с вами в Рим. Сама я римлянка; пятнадцать лет тому назад меня взяли в плен варвары и привезли сюда. Теперь я свободна и скитаюсь в чужой стране, терпя нужду.
У Евстафия было доброе сердце, и он тотчас согласился взять ее в Рим. А Феопистия узнала его и остановилась в удивлении, словно в забытьи. Но муж не понимал, кто перед ним стоит.
Она не стала открываться ему и ушла. “Я такая нищая и убогая, а он знаменитый воин”,- думала она и молилась Богу, чтобы Он помог и муж и сыновья узнали ее.
Прошло время, и Феопистия снова подошла к Плакиде.
– Что еще просишь, мать? – спросил он.
Она низко поклонилась и сказала:
– Не ты ли Плакида, во святом крещении нареченный Евстафием? Не ты ли видел Христа на кресте посреди оленьих рогов? Не ты ли Бога ради ушел из Рима с женой и сыновьями Агапием и Феопистом? И не у тебя ли варвар отнял на корабле жену? Божия благодать защитила меня и сохранила от поругания – ведь тот варвар внезапно заболел и умер, не причинив мне зла.
Евстафий словно пробудился от сна. Он узнал жену, и, обнявшись, они плакали от великой радости.
– Где же наши дети? – спросила она.
– Их съели звери,- вздохнув от сердца, сказал Плакида.
– Не скорби, господин мой. Как нам привел Бог нечаянно встретиться, так и дети наши найдутся.- И Феопистия рассказала ему об услышанном разговоре.
Тогда Евстафий велел позвать Агапия и Феописта и обо всем их расспросил. Услышав рассказ сыновей, отец с матерью возликовали, а с ними все войско – не так радовались о победе над варварами, как об этой радости. Так Бог утешил верных рабов Своих.
В то время умер император Траян. Вместо него стал править Адриан, почитавший идолов и ненавидевший христиан. Он думал, что это языческие боги помогли римлянам одолеть варваров, и, когда войско пришло в Рим, велел всем готовиться к совершению жертвоприношения.
Евстафий отказался идти в идольский храм. Как христианин он исповедал истинного Бога и вместе с женой и сыновьями был осужден на казнь. На мучеников выпустили диких зверей, но те не причинили им никакого вреда – а лишь кланялись и отходили от них.
Тогда Адриан велел раскалить медного вола и бросить туда христиан. Они не сгорели – Божия благодать, как прохладная роса, остужала металл,- но, помолясь, предали души Господу.
На третий день после казни римские христиане взяли их нетленные тела и предали погребению, славя Бога, дивного во святых Своих.
Великомученик Евстафий Плакида, жена его Феопистия и их чада Агапий и Феопист
Аудио
Евстафий и его супруга жили в Риме в царствование Траяна, около 100 года. Святой Евстафий служил военачальником. Вначале он и его жена были язычниками и носили имена Плакида и Татиана. Плакида отличался добродетелями, особенно милосердием к бедным. Видя доброе расположение его души, Господь открылся ему, как некогда апостолу Павлу.
Однажды, когда Плакида охотился в лесу за оленем и уже почти догнал его, он внезапно увидел между рогами животного крест, сиявший ярче солнца, в середине которого был образ Христа, и услышал голос: «Зачем ты гонишь меня, Плакида? Я – Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь добрыми делами. Я пришел на землю и воплотился в человеческом образе, чтобы спасти людей. Поэтому Я явился тебе ныне, чтобы уловить Моей любовью». Изумленный и пораженный трепетом, Плакида упал с лошади и много часов пролежал без сознания. Христос явился ему во второй раз, подтвердил истинность видения и возвестил, что Он по природе есть Бог, Создатель неба и земли, принявший человеческую природу из любви к людям. Тогда Плакида уверовал от всего сердца и крестился вместе со всем своим домом. В крещении он получил имя Евстафий, его супруга – имя Феопистия, а сыновья – Агапий и Феопист.
Укрепляя веру и добродетель святого Евстафия, Господь явился ему снова и возвестил, что его ждут, подобно праведному Иову, многочисленные испытания, но Божественная благодать его не оставит. Это предсказание вскоре сбылось. Святой Евстафий лишился всего имущества. Тогда он решил вместе с женой и детьми уехать в Египет.
Когда они сходили с корабля, капитан, грубый и нечестивый варвар, не отпустил Феопистию, говоря, будто они не уплатили за переезд. Безутешный Евстафий должен был продолжить путь без нее. Через некоторое время они подошли к реке, которую надо было переходить вброд. Пока Евстафий переносил одного из сыновей, другого утащил лев, а когда Евстафий бросился на помощь второму, выскочил волк и унес первого. Так он остался, подобно Иову, один, сокрушенный, не имея никакой помощи, кроме веры и надежды на милосердие Божие. Тот, кто еще недавно блистал среди римской знати, теперь скитался по городам и весям, перебиваясь случайными заработками, но храня твердую как алмаз веру в Бога. Наконец Евстафий поселился в городе Бадиссе и нанялся сторожить сады.
А Агапий и Феопист были спасены от зверей пастухами и жили неподалеку от Евстафия, не зная об этом. Феопистия же пребывала пленницей в варварском племени.
Через пятнадцать лет эти варвары стали собирать многочисленные войска для набега на римские земли. Император не мог найти военачальника, способного противостоять их натиску. Тогда он вспомнил о Евстафии, его мужестве и многочисленных победах и приказал его разыскать.
Святой явился ко двору, но нищета и горе так изменили его черты, что знакомые едва узнавали военачальника.
Император вернул ему звания и имущество и поставил во главе армии, которая с помощью Божией оттеснила врага. Во время этого похода Господь позволил Евстафию найти супругу и сыновей, не оставив его терпение без награды уже здесь, на земле.
Евстафий вернулся в Рим с победой. Новый император Адриан (117–138) осыпал его почестями и повелел, чтобы военачальник принес жертву идолам в благодарность за победу. Евстафий ответил, что этим он обязан только Христу Спасителю, а не мнимой власти ложных богов. Его ответ вызвал гнев императора, который лишил Евстафия всех благ и отдал вместе с женой и детьми на растерзание львам. Звери не осмелились тронуть их. Тогда святых бросили в раскаленную медную печь, имевшую форму быка, где они и предали души Господу.
Через три дня их тела были найдены невредимыми, к изумлению язычников и радости христиан, которые поняли, что Божественная благодать пребывает в святых мощах, оставленных им для утешения.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
ЕВСТАФИЙ АПСИЛЬСКИЙ
![]() |
Мч. Евстафий Апсильский, Харранский. Икона XXI в., работа инока Георгия |
Евстафий (Евтихий) Апсильский, Харранский (+ 740/741), мученик
Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (нач. IX в.), Евстафий Апсильский (в источнике – Евстафий), сын патрикия Мариана, был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидирон (Сидирун, букв.- Железная, в районе совр. Цебельды) во время их вторжения в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке совр. Абхазии) под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама (724 – 743). Этот поход летописец датирует 6230 (738) г. и считает, что арабы выступили против «Романии» (т. е. Византии), поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния.
Согласно другому сообщению прп. Феофана [1], в ходе экспедиции, состоявшейся между 706 и 711 гг. [2], при взятии упомянутой крепости византийцами у арабов будущему императору Льву III помог некий Марин, “первый из апсилов”. Возможно, речь идет об отце мч. Евстафия, который в таком случае был правителем Апсилии и за оказанную помощь получил от императора титул патрикия. Высказывалось предположение о тождестве отца Евставия Апсильского с патрикием Марином, упоминаемым в некоторых рукописях «Эклоги» императоров Льва III и Константина V [3].
В 6232 (740) году [4], согласно «Хронографии», св. Евстафий в числе многих христиан принял мученическую кончину за отказ принять ислам по приказу халифа Хишама в г. Харран (Месопотамия). Как следует из сообщения прп. Феофана, у мощей мч. Евстафия, хранившихся в этом городе, совершались многочисленные исцеления.
Сообщение о Евстафии Апсильском также содержится в «Хронике» яковитского патриарха Михаила Сирийца. Автор трактует указ халифа Хишама как повеление казнить всех находившихся в плену византийцев в ответ на ложное известие о том, что имп. Лев III убил всех арабских пленных, и поэтому ставит под сомнение мученический характер смерти Евстафия Апсильского и пострадавших вместе с ним [5]. Сообщение Михаила Сирийца повторяет под 740 г. автор анонимной сирийской хроники 1234 г.
Кардинал Цезарь Бароний включил Евстафия Апсильского “с дружиной” в Римский Мартиролог на основании сообщения прп. Феофана, почерпнутого им из лат. перевода Анастасия Библиотекаря [6], где Евстафий фигурирует как Евтихий, а казнившим его халифом ошибочно назван аль-Валид II, преемник Хишама (в Мартирологе искаженная форма – Евелид). Наименование патрикия отнесено Баронием к самому Евстафию.
В современных греч. святцах память св. Евстафия отмечается 14 марта под именем мч. Евтихия.
Мч. Евстафий Апсильский – один из наиболее почитаемых святых на территории совр. Абхазии. Его память совершают 20 сентября, в день памяти вмч. Евстафия Плакиды (I в.). Существует предание, что мч. Евстафий воздвиг в Цебельде храм во имя вмч. Евстафия и благодаря ему абхазы стали почитать этого святого: в абхазском фольклоре сохранился пересказ византийского текста «Мученичества святого Евстафия Плакиды и его кровных» [7].
В 2004 году иером. Дорофеем (Дбаром), ректором Новоафонского духовного училища, было составлено жизнеописание мч. Евстафия Апсильского, а абхазский художник Б. Джопуа создал изображение святого, на основе которого иноком Георгием из Сухуми была написана икона мученика (изд. с текстом жизнеописания на обороте. 2005. Нов. Афон). В 2007 году в Очамчире был воздвигнут храм во имя мч. Евстафия Апсильского.
Иконография
Мч. Евстафий Апсильский изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече мученика) указывают на знатное происхождение святого. На груди – золотой, также украшенный драгоценными камнями плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов которого написан лик Иисуса Христа,- образ, заимствованный из Жития вмч. Евстафия Плакиды [8]. В левой руке Евстафий держит меч, в правой – крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле) мучеников-воинов, главным образом вмч. Георгия. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют человека, вонзаясь в деревья или деревянные предметы, – т. о. св. воины «напоминают» о данных обетах.
Литература
- Michel le Syrien. Chronique / Éd. J.-B. Chabot. P., 1901. Brux., 1963r. T. 2. P. 501;
- Chronicon Anonymi ad annum Christi 1234 pertinens / Interpr. I.-B. Chabot. Lovanii, 1937, 1965r. P. 244. (CSCO; 109. Syr.; 57);
- MartRom. P. 96-97;
- Чичуров И. С. Визант. ист. сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 139 (коммент.).
- ActaSS. Mart. T. 2. P. 355-356;
- Уварова П. С. Христ. памятники Кавказа. М., 1894. (МАК; 4);
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 652;
- Janin R. Eutychius (2) // DHGE. Т. 16. Col. 92;
- Sauget J.-M. Euthichio (Eustazio) e compagni // BiblSS. Vol. 5. Col. 322; PMBZ, N 1751;
- Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми, 1986;
- Абхазские сказки и легенды / Сост.: И. И. Хварцкия. М., 1994;
- Воронов Ю. Н. Распространение христианства в Абхазии. 1995. Ркп. С. 14 // Личн. архив Д. К. Чачхалия;
- Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды) // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5-19;
- Чачхалиа Д. К. Абхазская Правосл. Церковь: Хроника: Приб. М., 1997. С. 49-50;
- Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в 1-м тыс. Новый Афон, 2005. С. 21-23, 174-177, 221.
Использованные материалы
- Иером. Дорофей (Дбар), С. А. Моисеева. “Евстафий Апсильский” // Православная энциклопедия, т. 17, с. 310-311
- http://www.pravenc.ru/text/187471.html
- Ὁ Ἅγιος Εὐτύχιος ὁ Μάρτυρας καὶ οἱ σὺν αὐτῷ μαρτυρήσαντες // Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, “Синаксарь Православной Церкви”)
- http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2928/sxsaintinfo.aspx
[1] Theoph. Chron. Т. 1. P. 393-394
[2] Чичуров. 1980. С. 141
[3] Васильевский В. Г. Законодательство иконоборцев // Он же. Труды. Л., 1930. Т. 4. С. 166-167
[4] В греческих святцах указан иной год мученичества св. Евстафия – 741
[5] Michel le Syrien. 1901. IX 21
[6] IX в.; Theoph. Chron. T. 2. P. 268
[7] Абх. сказки и легенды. 1994. С. 197-200
[8] Салтыков А., прот. 1996. Вып. 1. С. 5-19
Евстафий Плакида
Евстафий Плакида | |
---|---|
Ευστάθιος Πλακίδας | |
![]() Видение святого Евстафия (икона критской школы, XVII век) | |
Родился | I век
|
Умер | 118 ( 0118 ) Рим |
Почитается | в православной и католической церквях |
В лике | великомучеников |
День памяти | 20 сентября (3 октября) — в православной церкви; 20 сентября – в католической; |
Покровитель | военных, земледельцев |
Подвижничество | мученичество за веру, чудеса после смерти |
Медиафайлы на Викискладе |
Великому́ченик Евста́фий (греч. Ευστάθιος Πλακίδας ; Евстафий Плакида, Евстафий Римский; ? — 118) — христианский святой, великомученик. Покровитель охотников, в Католицизме один из Четырнадцати святых помощников. Память совершается в православной церкви 20 сентября (3 октября), в католической — 20 сентября.
Содержание
Жизнеописание
Евстафий был военачальником при императорах Тите и Траяне. По преданию, Евстафий принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом (родные Евстафия также почитаются в лике святых).
Евстафий перенёс испытания, сходные с испытаниями ветхозаветного Иова — слуги его умерли, скот пал, а сам он во время путешествия на корабле в Египет был разлучён со своей женой, а потом и с детьми. Перенеся без ропота эти испытания, святой Евстафий обрёл своих родных и как прославленный военачальник был призван императором Траяном для ведения войны.
После окончания боевых действий святой Евстафий с почестями вернулся в Рим. Во время празднования императором Адрианом, сменившем к тому времени на престоле Траяна, одержанной победы над варварами, приглашённый со своей семьёй Евстафий отказался принести жертвы языческим богам и открыто исповедовал себя христианином. Святой Евстафий, осуждённый со своей семьёй на растерзание диким зверям, не был ими тронут. После этого император велел бросить их живыми в раскалённого медного быка, где святые и приняли свою мученическую смерть (Католическая церковь отвергает предание о такой кончине святых как «совершенно необоснованное» [1] ). Тела их остались невредимыми и были погребены христианами.
О византийском, грузинском и русском текстах Жития святого Евстафия
- Византийский текст — мартирий (описывающий мученичество) относится к так называемым риторическим текстам, — ориентированным на красноречивую фразеологию и религиозную образность. Дошедшая до нас рукопись по-видимому была включена Симеоном Метафрастом (X век) в составленный им сводный корпус греческих житий святых (148 текстов). Рукопись содержит два небольших нечитаемых фрагмента (первый фрагмент: старший сын Евстафия рассказывает младшему об их похищении зверями, здесь же путаница: старшего сына похитил лев, а не волк, второй фрагмент: Феопистия рассказывает Евстафию, что Бог сохранил её неприкосновенной).
- Древнегрузинский текст является дословным переводом греческого, в тексте нет нечитаемых мест и по нему легко восстановить утерянные фрагменты византийского списка. Что обращает внимание, в тексте нет никакой путаницы, по поводу того, что старшего сына похитил лев, а младшего — волк.
- Древнерусский текст присутствовал в служебных минеях Русской Церкви уже в XI веке, что в некоторой степени позволяет судить о древности перевода. Нужно отметить, что в дошедших до нас списках большое количество сокращений и вольностей: огромные фрагменты текста переведены в два-три предложения, смысл некоторых предложений изменён (к примеру, вместо «Евстафий не мог плакать от горя» переведено «Евстафий горько плакал»), в перевод включены изречения, которых нет в исходном тексте. Чрезвычайно качественный перевод на современный русский язык предложен О. В. Гладковой.
- Согласно армянским источникам — когда святые апостол Фаддей и апостол Варфоломей распространяли христианство в Армении, Фаддей назначил Евстафия (Евстатеос) епископом Сюника. Святой Евстафий умер в Армении, и над его могилой была построена церковь, которая позже превратилась в монастырский комплекс под названием Татев (Евстатеос) [2] .
Почитание
Святой почитается в Православной и Католической церквях. Святому посвящено много храмов, одной из наиболее известных является церковь св. Евстафия в Риме, известная с IX века, но, существовавшая уже в VII веке [3] .
В честь великомученика Евстафия назван остров в группе Наветренных островов в Карибском море Синт-Эстатиус.
Коктейль “Евстафий” – пошаговый рецепт с фото. Как приготовить
Евстафий Апсильский был первым абхазским мучеником, святость которого признавалась всей Восточной Церковью. Святой правил Апсилией в начале VIII века.
Родился Евстафий во времена Юстиниана II у правителя апсилов по имени Марин. На восьмой день Марин крестил ребенка в древнем храме главной своей крепости Цибилиум, назвав сына в честь святого Евстафия Плакиды, доблестного воина, принявшего мученический венец во времена императора Трояна.
Согласно «Хронографии» Феофана Исповедника, в 738 году арабы под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама, вторглись в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке современной Абхазии). Летописец считает, что арабы выступили против Византии, поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния. Евстафий Апсильский был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидерон в районе современной Цебельды. Преподобный Феофан Сигрианский говорит, что в 740 году Исам, вождь аравийский избил пленных христиан во всех городах своего владычества. Во время этих гонений на христиан пострадал и блаженный Евстафий, сын Марина. Отказавшись принять ислам, он принял мученическую кончину в городе Харране в Месопотамии. Поэтому святой Евстафий во многих греческих, латинских и сирийских источниках именуется мучеником Харранским. Позднее у мощей Евстафия Апсильского совершались многочисленные исцеления.
Икона святого Евстафия в Илорском храме
Евстафий Апсильский – один из наиболее почитаемых святых на территории современной Абхазии, он считается защитником и небесным покровителем. Существует предание, что святой Евстафий воздвиг в Цебельде храм во имя великомученика Евстафия Плакиды, украсив алтарную преграду храма каменными изразцами.В Илорском храме Святого Георгия Победоносца хранится икона Евстафия Апсильского. Он изображен в виде воина: в хитоне, доспехах, гиматии и ноговицах. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой указывают на знатное происхождение святого. На груди Евстафия – золотой плат с изображением головы оленя: между ветвями его рогов написан лик Иисуса Христа. Этот образ заимствован из Жития великомученика Евстафия Плакиды. В левой руке Евстафий Апсильский держит меч, а в правой – крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие.
Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах мучеников-воинов, в частности, на иконе великомученика Георгия Победоносца. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед такими иконами, стрелы преследуют человека – таким образом святые воины «напоминают» о данных обетах.
День памяти святого великомученика Евстафия Апсильского Абхазская церковь празднует в один день с памятью его небесного покровителя Евстафия Плакиды, 3 октября по новому стилю.
Евстафий Апсильский Святой мученик Харранский
СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА
Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79 – 81) и Траяне (98 – 117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства.
днажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем – распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: “Зачем ты гонишь Меня, Плакида?” “Кто Ты, Господи, говорящий со мною?” – в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: “Я – Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть. Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих”.Плакида воскликнул: “Господи, я верую, что Ты – Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать”. И вновь прозвучал Божественный глас: “Иди к священику христианскому, приими от него Крещение, и он наставит тебя ко спасению”.С радостью Плакида вернулся домой, все рассказал жене; та, в свою очередь, поведала ему о том, как накануне ей в таинственном сновидении Кто-то сказал: “Ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня – Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня”. Супруги поступили, как им было велено.Они обратились к христианскому пресвитеру, который крестил все их семейство и всех причастил Святых Таин.На следующий день святой Евстафий отправился на место своего чудесного обращения и в горячих молитвах возблагодарил Господа, призвавшего его на путь спасения.И опять святой Евстафий был удостоен чудесного откровения – Сам Бог предупреждал его о предстоящих испытаниях: “Евстафий, подобает тебе на деле проявить твою веру. Тебе, как Иову, предстоит претерпеть многие скорби, чтобы, будучи искушенным, подобно золоту в горниле, явиться достойным Меня и принять венец из рук Моих”. Святой Евстафий смиренно отвечал: “Да будет воля Твоя, Господи, всё готов я принять из рук Твоих с благодарением, только бы Твоя всесильная помощь была со мной”Вскоре на Евстафия обрушились бедствия: умерли все его слуги и пал весь скот. Разоренный, но не упавший духом, святой Евстафий с семьей покинул тайно дом, чтобы жить в безвестности, смирении и нищете. На корабле он направился в Египет. Во время плавания новое несчастье постигло святого. Хозяин корабля, прельстившись красотой жены Евстафия, безжалостно высадил его с детьми на берег, а жену оставил у себя. В великой скорби святой продолжал свой путь, и новое горе разразилось над ним. Переходя бурную реку вброд, он переносил по очереди двух своих сыновей, но пока он переносил одного – другого схватил на берегу лев и унес в пустыню, а пока возвратился к другому – того утащил в лес волк.
Потеряв всё, горько плакал святой Евстафий. Но он сознавал, что это Божественный Промысл послал ему эти несчастья, чтобы испытать его терпение и преданность воле Божией. В молитвах излив Богу свое неутешное горе, святой Евстафий пошел дальше, смиренно готовый к новым испытаниям. В селении Вадисс он нанялся рабочим и пятнадцать лет провел в непрерывных трудах. И не знал тогда святой Евстафий, что по милости Божией пастухи и землепашцы спасли его сыновей, и они жили рядом с ним; не знал он и того, что нечестивый корабельщик был скоро наказан – он умер от жестокой болезни, а жена святого Евстафия, оставшись неприкосновенной, жила в мирных трудах.В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов Антиоха и Акакия, друзей Плакиды, его разыскать.Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Воины встретили Евстафия в поле, где он сторожил хлеб, но не узнали его и стали говорить ему о том, кого ищут, прося его помощи и обещая большую плату. Но святой Евстафий, сразу узнав своих друзей, не открывал им своего имени. Он привел их в дом своего хозяина и накормил. Присматриваясь к нему, путники заметили, что он очень похож на их полководца, а когда увидели на его шее особую примету – след от глубокой боевой раны, поняли, что перед ними – их друг. Они обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. Много новобранцев пришло к нему в войско, и не ведал он, что два молодых воина-друга, которым он часто давал приказания и которых полюбил за ловкость и смелость, были его сыновья, и они не знали, что служат под началом своего отца и что друг другу они – родные братья.Однажды в походе войско, которое вел Евстафий, остановилось в одном селении. Воины-братья беседовали в палатке. Старший рассказывал о своей судьбе: как он потерял мать и несчастного брата, как ужасным образом был разлучен с отцом. И младший с радостью понял, что перед ним его брат, и поведал о себе.Разговор воинов слышала женщина, у дома которой была раскинута палатка, – это была их мать. Она поняла, что это ее сыновья. Еще не открываясь им, но очень желая с ними не расставаться, она пришла к их начальнику – святому Евстафию просить разрешения следовать с его войском. В нем она узнала своего мужа и в слезах рассказала ему о себе и о двух воинах, которые оказались их сыновьями. Так, по великому милосердию Господа, встретилась вся семья.К этому времени победой закончилась война. С почестями и славой вернулся святой Евстафий в Рим. Преемником умершего императора Траяна стал теперь Адриан (117 – 138), который пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением богам. К удивлению всех в капище не оказалось святого Евстафия. По велению императора его срочно разыскали.
“Почему ты не хочешь поклониться богам? – спросил император. – Тебе прежде других следовало бы воздать им благодарение. Они не только сохранили тебя на войне и даровали победу, но и помогли найти жену и детей”. Святой Евстафий ответил: “Я – христианин и знаю Единого Бога моего Иисуса Христа, Его чту и благодарю, и поклоняюсь Ему. Он всё даровал мне: здоровье, победу, вернул семью и ниспослал Свою помощь на одоление испытаний”. В гневе император разжаловал прославленного полководца и вызвал его с семьей на суд. Но и там не удалось твердых исповедников Христовых склонить к идольскому жертвоприношению. Всё семейство святого Евстафия было осуждено на растерзание зверями. Но звери не тронули святых мучеников. Тогда жестокий император в ярости приказал бросить всех живыми в раскаленного медного быка, в котором и приняли мученическую кончину святые Евстафий, его жена Феопистия и их сыновья Агапий и Феопист. Когда через три дня открыли огненную могилу, тела святых мучеников были обретены невредимыми – ни один волос не сгорел на их главах, а лица сияли неземной красотой. Многие видевшие чудо уверовали во Христа. Христиане предали погребению честные тела святых.
Икона св.вмч Евстафия Плакиды в Храме св.вмч
Евстафия Апсильского в г.Очамчира. Абхазия